Mountain guide — the Himalayas, Asia, Alps, Caucasus. Travel, expeditions, trekking, climbing workout / Горный гид — Гималаи, Азия/Тянь-Шань, Альпы, Кавказ. Путешествия, экспедиции, восхождения, альпинистские тренировки

понедельник, 13 сентября 2010 г.

Я - горный гид

Предисловие:
Летом 2010 года мне впервые довелось поработать персональным горным гидом в фирме Хан-Тенгри Экспедишн (Kan Tengri Expeditions), которой руководит известнейший альпинист Казбек Валиев. Следует отметить, как я превратился из альпиниста-спортсмена в гида. Все получилось как в пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло. Ехал с целью совершить командное спортивное восхождение на пик Победы (7439 метров), но из-за принципиальных разногласий с руководством этой экспедиции отказался в ней участвовать. Но, знаете, я нисколько не жалею. Более того, я бесконечно благодарен судьбе! Произошедшее позволило увидеть и почувствовать альпинизм с совершенно новой стороны. Я познакомился со многими замечательными людьми. Познал радость возможности познакомить людей с красотой гор, удовлетворение при оказании помощи в достижении вершины, ответственность за самостоятельное принятие решений. У каждого человека свое призвание. И если его найти, то работа будет приносить вам истинное удовлетворение, и дарить людям радость. Тогда, летом 2010 года на Северном Инылчеке я осознал, что моим призванием является работа горного гида.

28.07.10 г. 
И вот я на вертолете перелетел из Базового Лагеря (БЛ) Каркара в БЛ на Северном Инылчеке. Пообедал и отправился в Лагерь-1, догонять клиента, прилетевшего на пару-тройку дней пораньше. Снега в этом году много и он продолжает сыпать. Пока поднимался в первый лагерь, сошло штук 10 лавин. От одной мне даже пришлось удирать. Поднявшись в Лагерь-1, познакомился со своим клиентом Димой Кузьминым из Москвы. На завтра запланирован акклиматизационный выход во второй лагерь и спуск обратно в первый. Мы пойдем в составе сводной группы других гидов и клиентов Хан-Тенгри Экспедишн. Группа разношерстная. Гиды из России и Казахстана. Клиенты из Англии, Испании, Японии, Алжира, Канады и России.




Вышли в 8:00. Идем большой толпой – примерно 15 человек. Первым приходится «тропить» и выдергивать перила из снега. Идем медленно и тяжело. Я тащу нелегкий рюкзак, в котором палатка, пуховка и другие теплые вещи. Этот выход хочу провести с двойной пользой, кроме акклиматизации, занесу часть вещей в Лагерь-2. К 16:00 подошли к участку маршрута «Верблюд», высота 5200 м. И тут группа, в составе которой мы шли, неожиданно «сдохла» – выразила желание повернуть назад, идти вниз, в первый лагерь. Предложил Диме сходить вдвоем во второй лагерь, но он отказался. Решив, что на спуске, на тропе, полностью провешенной перилами, в составе сводной группы с моим клиентом ничего не случится, я пошел наверх один. Хотел завершить этот этап акклиматизации и не хотел заново тащить тяжелый рюкзак, разворачиваясь всего в трехстах метрах от цели. Через 2 часа был во втором лагере. В нем метель. Немного отдохнул в гидовской палатке «Red Fox». В ней же оставил свою заброску и пошел вниз. К первому лагерю спустился в темноте.

30.07.10 г.
Вышли из Лагеря-1 в 8:00, к 10:00 спустились в БЛ. Пообедали. Сбегали на ложные спасы. У одного иранца лавиной сорвало рюкзак, который унесло вниз по склону. А иранец продолжил путь наверх. Несколько человек из БЛ вышли на склон в поисках хозяина рюкзака. Думали, что его занесло лавиной. Когда разобрались в чем дело, долго материли иранца. После ужина читал вслух книжку «Кодекс самураев – Бусидо». Занимательно...

31.07.10 г.
День отдыха и новых контактов.  

01.08.10 г.
После обеда перешли в Лагерь-1.  

02.08.10 г.
В 8:00 вышли с грузом во второй лагерь. До 5200 м. Сначала Дима шел чуть впереди, но на «Верблюде» я его обогнал. Последний участок давался ему тяжело. Время моего пути из первого во второй лагерь – около 6 часов. Нагруженный рюкзак придавливал к земле очень сильно.

03.08.10 г.
Сводная группа, кроме меня и Димы, ушла на акклиматизационный выход на плечо п.Чапаева высотой 6100 м. Мы отдыхаем во втором лагере. У меня свой план восхождения. Хочу все сделать как в 2008 году. Способ проверенный. Мы прогулялись на 100 метров выше лагеря и этим ограничились.



04.08.10 г.
В 8:00 основная группа ушла в БЛ, чтобы успеть к обеду. А мы переходим в Лагерь-3. На перемычке стоит гидовская палатка «North Face», поэтому палатку не несем. Минимум еды на 4 дня и теплые вещи. Пуховку я опять не взял, т.к. хорошо переношу холод и не хочу перегружаться. Диме и себе поставил задачу – рюкзак не должен весить более 10 килограмм. К 13:00 – 14:00 мы уже в третьем лагере.  



05.08.10 г.
Уснул поздно, а в 2:00 подъем. Кто-кто прошел мимо нас на гору в 3:00. Мы в это время завтракали в палатке. Выглядываем наружу. На гребне Хана феерическое зрелище – цепь огоньков медленно движется во тьме на вершину – сюрреализм. Мы с Димой спокойно завтракаем, одеваемся и в 4:00 выходим. Идем, как мне кажется, медленно, но скоро догоняем группу иранцев. Они потрясающе медленно движутся по скалам. Вклиниваясь между иранцами, обгоняю их. Дима следом. Видимо, я что-то сказал им резкое по-английски, что они шарахались от меня и Димы как черти от ладана, уступая дорогу. Кроме иранцев поразил неуклюжестью еще один восходитель – немец. Одет он был слишком легко и без шапки. На скалах, которые я проходил легко и непринужденно, он подолгу зависал в позах циркача, делая совершенно чудные, ненужные движения.  

К 11:00 подошли к кулуару на 6750 метров. В этом году он не ледовый, а снежный. В нем на 1,5 часа застряла идущая впереди группа. У Димы преодоление кулуара заняло 2 часа. Я, сидя в 50 метрах выше, подбадривал его как только мог. Ну и ругал, конечно, говоря, что надо в минуту делать не 2 шага, а 20. Пройдя кулуар, он спросил сколько еще идти, я ответил – полчаса, хотя был уверен, что такими темпами нам понадобится 2-3 часа. Полчаса ходу – это для меня. Ложь во благо оказалась действенной. Дима ускорился. Сразу за кулуаром – снежный нож. В этом году он совсем простой. Даже не «нож», а просто острый снежный гребень. За ним проходим простые скалы и устраиваем 10-минутный отдых, на котором настаивает Дима. За скалами снежный купол Хан-Тенгри – «крыша». За очередным взлетом вижу суетящуюся группу шедших впереди восходителей. Вершина рядом. Не доходя 30 метров до вершины останавливаюсь. Специально сижу и жду Диму, подбадриваю его, хочу чтобы он взошел на вершину Хан-Тенгри первым. Дима, а за ним и я, поднимаемся на вершину в 15:00. Минут 15 задорно фотографируемся. Мое состояние гораздо лучше, чем на этой же вершине в 2008 году. Я радуюсь искренне и за себя, и за клиента.

После нашего подхода к спуску с купола по скалам, я выяснил у Димы, что он, оказывается, не умеет пользоваться спусковыми устройствами! Любыми! У него с собой была восьмерка, но пользоваться он ею не умел! В инструкции на сайте Хан-Тенгри Экспедишн был указан список необходимого личного снаряжения. Он его купил. Но нигде не было написано, что необходимо уметь пользоваться этим снаряжением. Дима мне говорил, что в этом году уже восходил на Эльбрус и Монблан. Знал, что такое гри-гри и восьмерка, умел пользоваться жумаром. Мне и в голову не могло придти то, что он не умеет пользоваться спусковыми устройствами. Это моя вина, что я этого не выяснил внизу. Больше такой ошибки я уже не повторяю и тщательно выясняю, что клиент умеет, а чему его необходимо научить. Я показываю ему «спортивный спуск» – способ, которому я научился еще в юности, когда занимался спелеологией. Я говорю с Димой резко, даже грубо. Потом, на высоте 6600 метров Дима признается, что в этот момент он чуть меня не ударил. Получилась бы знатная драка на высоте семи километров. Мы оба были в ярости друг на друга. Так или иначе, наматывая веревку на обе руки (или на одну), спускаемся в кулуар.

Далее, во время спуска по кулуару, неожиданно начинаются камнепады! Камни летят со всех сторон с жужжанием истребителей! Простреливается весь кулуар! Даже склон на 300 метров ниже кулуара опасен. С максимальной скоростью беременного зайца спускаюсь по кулуару и далее вниз по склону метров на 100. Периодически оборачиваюсь на крик «камень» и уворачиваясь от очередного снаряда. Дима задерживается, и уже после спуска с кулуара вынужден прятаться за огромной каменной глыбой от летящих каменных снарядов. Первая же его попытка вырваться перебежкой от глыбы чуть пониже увенчалась попаданием камня размером с кирпич в его предплечье. Хорошо, что плашмя и вскользь. Короткий вскрик, и Дима снова сидит тихонько за глыбой. Камнепад стихает, и тогда он догоняет меня. Далее мы идем рядом, но все равно я нервно поглядываю наверх, когда чуть в стороне раздается жужжащий звук и мимо проносится эскадрилья камней. Они все еще очень опасны. Но теперь у них большой разлет. Нет той кучности, как в тесном кулуаре, где они меняли направление, ударяясь о его стены. Вместе спускаемся до высоты 6600 м. Здесь я устраиваю привал и извиняюсь перед Димой за резкость. Он стоит с каменным лицом, потом подходит ко мне, хлопает по плечу, обнимает, улыбается и говорит, что все понимает. Говорит, что это настоящее мужское восхождение. Без соплей, жесткое и крепкое. Что он мне очень благодарен и без меня он бы не взошел. Пьем чай, отходим от пробежек под камнепадами. Дима ощупывает руку, шевелит пальцами. Болит, но ничего вроде бы не сломано. Умудрившись по пути вниз поучаствовать в спасательных работах того памятного немца, и затратив на это уйму времени, к 23:00 мы спустились к палаткам третьего лагеря.

06.08.2010 г.
Встали в 08:00. Позавтракали. За 1,5 часа поднимаемся на вершину плеча п.Чапаева. Во второй лагерь пришли к 14:00. Снег к этому времени раскис и стал сильно налипать на кошки. Я собрал свои теплые вещи в Лагере-2 и добил ими свой рюкзак. В 15:00 мы с Димой вышли в первый лагерь. В первом лагере собрал свою палатку и в очередной раз добил рюкзак. Теперь я его почти ненавижу, он стал таким тяжелым! Спуск в базовый лагерь из Лагеря-1 запомнился страхом лавин и спуском по ледовому склону. Снег почти везде сошел, оставив голый лед. В нижней части спуска даже нашли 3-4 веревки перил. Бодро подходим к базовому лагерю.



Нас бурно встречают, не дают даже дойти до своих палаток. Сдирают со спин рюкзаки, подводят к импровизированному столу на камнях посреди палаток базового лагеря. Наливают всем в кружки коньяк. Нам аплодирует вся наша сводная группа. Дима взахлеб рассказывает о восхождении и говорит, что без меня оно бы не состоялось. Говорит, что от меня идет такая мощная энергетика, которая сильно его поддерживала. Говорит, что я заставлял его двигаться и был неутомим. И еще много других теплых слов было сказано Димой в мой адрес. Я смущен от обилия комплиментов.

07.08.10 г.
После завтрака, в 11:00 прилетел хеликоптер и увез Диму Кузьмина. Дима сделал то, что хотел. После ужина, на котором я съел две порции и объелся так, что не мог уснуть, под шум дождя читал найденный в палатке свежий номер Forbes! ОХРЕНЕТЬ!

Комментариев нет: