Mountain guide — the Himalayas, Asia, Alps, Caucasus. Travel, expeditions, trekking, climbing workout / Горный гид — Гималаи, Азия/Тянь-Шань, Альпы, Кавказ. Путешествия, экспедиции, восхождения, альпинистские тренировки

суббота, 21 марта 2015 г.

ИнтернационалЪ

В начале марта этого года состоялась международная зимняя экспедиция на Эльбрус. 10 марта в 11:00 на западную вершину взошли все участники: Рустем Амиров (Россия), Ivan Braun (Дания), Nadav Ben Yehuda (Израиль). 
Все живы и здоровы, никто не поморозился, хотя нам встречался ветер в 70 км/ч и морозы ниже 40 Сº.  Ivan Braun стал первым датчанином, поднявшимся на Эльбрус зимой (зимними считаются восхождения, совершенные с 21 декабря по 21 марта).

Но эта статья не про восхождение, хотя оно в ней присутствует.
Она о приключениях в горных условиях трех парней из разных частей света, которые в процессе экспедиции не только познакомились, но и смогли найти общий язык, совершить совместное восхождение, и в конечном итоге - стать хорошей командой и отличными друзьями. Для осуществления задуманного не стали препятствиями ни политические разногласия между их странами, ни языковые барьеры, ни разница в менталитете.

Участники:
Ivan Braun (Дания)
Для гражданина Дании заниматься альпинизмом противоестественно. Дания – островное государство, равнинное, холмов - и то особых нет, не то, что скал или гор.  Много моря – оно вокруг, рыбаков много, кораблей и катеров. Тем удивительнее нахождение датчанина в горах. К тому же на Эльбрусе – высшей точке Европы, к тому же зимой. Но потомки викингов – северный народ, к зиме привычны и перетерпеть могут многое, в том числе холод, ветер и туалеты азиатского типа с дыркой в полу.

Nadav Ben Yehuda (Израиль)
Евреи - народ странствующий, видимо, так сложилось исторически еще со времен Моисея. Любят ходить в пустынях, путешествовать, жить в разных странах. И, похоже, настолько им это занятие пришлось по душе, что свое чисто еврейское государство обрели совсем недавно. При всей склонности к путешествиям и восхождениям на всевозможные вершины (например, для общения с всевышним), тяги у этого древнего народа к холоду, а особенно к зимним восхождениям, ранее заметно не было.

Рустем Амиров (Россия)
Для рядового россиянина в мире есть всего три горы – Эльбрус, Эверест и вершина, с которой всю свою историю катится вниз наша экономика.  Наверное, мне пришлось проще всего в этом путешествии. Я местный и понимаю местных. В том числе: мат, пьяную радость и валяющийся кругом мусор.
Меня ничего не удивляло вокруг, все мое удивление было сосредоточено внутри нашего разношерстного коллектива.

Разница кухонь, языков и менталитета заставляла удивляться постоянно. Различий между нами было столь много, что проще сказать, в чем их не было. Как выяснилось, существует одна точка соприкосновения между столь разными людьми – это восхождения. Взгляд на то, какими они должны быть. Что приемлемо в горах, а что никак и никогда нельзя допускать. Nadav – это тот самый израильтянин, который 2 года назад повернул вниз в трехстах метрах от вершины Эвереста ради спасения альпиниста из Турции. Многих ли запомнили в тот сезон на Эвересте? Я не знаю. Но этого израильского парня и его поступок запомнили.
Ivan подморозил пальцы, помогая спуститься с вершины Чо-Ойю другому восходителю. Ему и в голову не пришло, что можно поступить по-другому.
Мне тоже доводилось принимать участие в спасах и я чувствую уважение к своим напарникам и понимаю, что, несмотря на все наши отличия, есть между нами много общего.

«Удивительное рядом, но оно запрещено» В.С. Высоцкий
Самые удивительные моменты этой небольшой экспедиции – вспышки в памяти:

28.02.2015 – 01.03.2015
Полночь, аэропорт Минеральные Воды. Первая встреча. Знакомство. Улыбнула разница в росте. Иван – самый невысокий и коренастый среди нас. Я следующий, со своими 187 см, но даже я взираю на Надава снизу вверх. Лесенка, три медведя – промелькнуло у меня в голове. Спустя три часа, после того как я увидел наш номер в отеле Терскола, эта мыслишка укрепилась.
Я прямо нырнул с головой в детскую сказку. Стоя посреди номера, начинаю смеяться и в ответ на недоуменные взгляды напарников пытаюсь объяснить по-английски суть русской сказки «Три медведя». Смысл донести удается с большим трудом, т.к. для нас всех язык англосаксов не родной. С самого начала все чуть не превратилось в попойку из-за схожести слов beer (пиво) и bear (медведь)…

02.03.2015
Вечер. Горная хижина на 3800 м. У моих напарников - первое свидание с туалетом азиатского типа.
Всё на удивление прошло нормально, парни оказались к такому привычными. Они в Азии и Африке бывали, и я вздохнул спокойно – за родину не стыдно! Только я расслабился, как мне тут же припомнили рейтинг самых экстремальных туалетов в мире, составленный Нэшнл Джиографик. Оказывается, первое место в этом рейтинге занимает туалет на Приюте-11! Тот самый, в котором бумажка, сброшенная вниз, обратной тягой возвращается и приклеивается к потолку. Меня засыпают вопросами. Со вздохом признаюсь, что объект культурного наследия мне знаком и обещаю его показать.
03.03.2015
Прогулка на 4800 м. Акклиматизация.
Выясняется, что у нас на троих - 4 фотоаппарата и три видеокамеры! В итоге процесс акклиматизации происходит весьма неспешно и даже как-то весело. С позированием для фото и видео. Травим анекдоты, обсуждаем взгляды на альпинизм, начинаем составлять первое профессиональное мнение друг о друге. Удивило то, что парни относятся к восхождению совершенно по-другому, нежели я и мои соотечественники. Для нас экспедиция – «война и до вершины бой» (Ю. Визбор), для них это отдых, развлечение. Это FUN.
04.03.2015
Хижина на 3800 м. Этот день запоминается наблюдением за знакомством моих товарищей с продукцией отечественного пищепрома. Если еда в Терсколе им пришлась вполне по вкусу, особенно шашлык, то к лапше быстрого приготовления и овсянке они отнеслись настороженно, но все-таки ели.
Порошковое картофельное пюре вызвало резкое отторжение из импортных желудков, а обычная сгущенка внушила непритворный ужас. Ее они даже пробовать наотрез отказались. Причиной были воспоминания о дегустации кумыса во время восхождений в Киргизии. Видимо, тогда случилось нечто страшное, если даже сейчас мои напарники отказывались употреблять любые российские молочные продукты. Как я ни объяснял и ни доказывал, что Россия - не Киргизия, и что сгущенка – не кумыс, ничего не помогло. В итоге народ уехал, так и не распробовав российский стратегический продукт!

05.03.2015
Непогода, хижина на 3800 м.  От безделья начинается активное общение на отвлеченные темы, идет взаимное проникновение культур. Первым на очереди становится язык. Я активно даю уроки русского мата. Сравниваем количество знакомых ругательств. Могу с гордостью сказать, русский язык - самый могучий язык в мире!
06.03.2015
Несмотря на очень плохой прогноз погоды, попробовали сходить на вершину. А вдруг интернет врет? Прогноз оказался прав, и мы развернулись вниз с 5300 м.
В этот день удивила жизнестойкость напарников. Несмотря на некоторое расслабленное отношение к экспедиции, попадание в «жопу жопную» на седле и отвратительный прогноз на следующие несколько дней, никто не хочет прекращать развлекалово… Никто и не думает отступать.

07.03. – 09.03.2015
Непогода. Взаимное проникновение культур идет еще активнее. Так как продукты подходят к концу, идет активное обсуждение традиционных кухонь наших стран. Рассказываем, кто чего любит пожрать и в каких количествах.
Жду, когда скатимся на обсуждение противоположного пола, но народ пока держится… Политические темы вообще обегаем за километр. К концу ожидания Надав предлагает спеть «Интернационал».

10.03.2015
Мы сходили на западную вершину. В изюмительную погоду, всего - 20 Сº и нет ветра. Куча фоток и положительных эмоций. Все счастливы. Иван чуть ли не прыгает от радости, Надав устал и ему пофигу, но все дружно хотят шашлыка и пива. Еще бы, из еды осталось только картофельное пюре (они его не едят) и сахар. Даже чай и овсянка закончились. Разумеется, на общем партсобрании решили валить вниз сегодня же. Удивило в напарниках то, что они так отлично держались ДО вершины и так нетерпеливы стали после.
11.03.2015
В этот день впервые коснулись политики. Сдерживались всю экспедицию, а когда она подошла к концу, вдруг прорвало. Я не буду ЭТО сейчас обсуждать. Не место. Скажу только, что я своих оппонентов (тут они ими стали) удивил, сказав, что никто на коленях из-за их санкций не стоит и все это лишь западная пропаганда.

Расстались мы поздним вечером, парням предстоял ночной рейс до аэропорта Минеральные Воды. Они сели в такси и отчалили в дали дальние, а я вздохнул спокойно. НО уже через 30 мин прозвучал призыв по телефону: Help! We are in the taxi, driver is falling a sleep. И так далее, но это уже другая история. (Приключения иностранцев в России продолжались еще сутки).

Больше фото здесь: www.nadav.by

В итоге могу сказать то, что все мы, безусловно, разные. У нас много отличий, но это не делает нас врагами. Мы можем отлично ходить вместе в горы. Мы понимаем и уважаем друг друга. Мы можем быть друзьями.  Я и мои напарники стали ими. Мы стали командой.
Экипировочную поддержку при осуществлении этого проекта мне оказала российская компания СТАРТ-1, предоставив в пользование снаряжение от таких мировых брендов как Alexika, Tatonka и Fire-Maple. В ходе экспедиции было отснято много видеоматериала и сейчас в процессе монтажа находится короткометражка.

Фото/видео: Рустем Амиров (Россия), Ivan Braun (Дания), Nadav Ben Yehuda (Израиль).

Комментариев нет: